Домой Новости Интернет-провайдеры против монополии Белтелекома

Интернет-провайдеры против монополии Белтелекома

383
0

Как стало известно IT.TUT.BY, руководители ряда крупных коммерческих провайдеров подписались под коллективным обращением с предложениями по развитию рынка телекоммуникаций в стране. Документ направлен в Совет министров, Министерство связи и информатизации, Министерство экономики, а также в другие госорганы.

Это уже не первый случай обращения операторов электросвязи к государственным органам с целью повлиять на складывающуюся ситуацию на рынке.

В письме «Об обеспечении возможности реализации Указа Президента Республики Беларусь N60 операторами электросвязи» провайдеры отмечают невозможность равноправной конкуренции с РУП «Белтелеком»:

«К настоящему времени на рынке телекоммуникационных услуг Республики Беларусь сложилась ситуация, которая не позволяет реализовать основные положения Указа Президента Беларуси за N60 от 01.02.2010г. «О снижении стоимости интернет-услуг в национальном сегменте сети Интернет» и противоречит основным принципам новой стратегии деловой активности Республики Беларусь, ключевые моменты которой озвучил Президент Республики Беларусь в своем Послании Национальному собранию и белорусскому народу от 20 апреля 2010 года».

«”Белтелеком” снизив стоимость доступа только для своих абонентов, одновременно с этим установил заградительные механизмы для снижения стоимости доступа в сеть Интернет на рынке в целом. Данная политика последовательно проводится РУП “Белтелеком” последние два года. За этот период стоимость для собственных абонентов РУП “Белтелеком” снизилась от 10 (десяти) до 13 (тринадцати) раз […] для операторов электросвязи за этот же период стоимость снизилась в 3 (три) раза»,

– сообщается в письме.

Провайдеры обязаны покупать интернет-каналы у национального оператора по цене в 10 раз выше цены для конечных абонентов и продавать их пользователям вдесятеро дешевле. Если при продаже интернета по трафику перспектива рентабельности ещё оставалась, то с массовым переходом рынка на тарифы без ограничений по трафику («анлимы») провайдеры были вынуждены искать средства компенсации столь существенной тарифной вилки. До последнего времени разницу оплачивали юридические лица. Однако недавнее резкое снижение тарифов, инициированное «Белтелекомом», лишило частных провайдеров и этого источника доходов.

В своём воззвании интернет-операторы отмечают, что «в случае непринятия срочных мер (очевидно, снижения цен на интернет-каналы и других уступок) отрасль недополучит только в течение ближайших полутора лет около 1 000 000 000 000 (одного триллиона) белорусских рублей инвестиций», а рабочих мест могут лишиться порядка 20 тыс. человек.

Желания и опасения частных провайдеров ясны. Но и политику национального оператора можно понять: реализация ряда заведомо убыточных социально-ориентированных проектов требует значительных средств, а ценовая конкуренция – наиболее эффективный метод, чтобы все-таки собрать к концу года под знаменами byfly плановый миллион абонентов широкополосного доступа.

Как бы то ни было, интернет в Беларуси стремительно дешевеет. Но если очередное обращение к регулятору и госорганам не возымеет действия, стороны не найдут консенсуса и коммерческие провайдеры действительно постепенно начнут уходить с рынка, пользователь может лишиться свободы выбора и других благ конкурентной среды: оставшиеся на рынке крупные игроки смогут диктовать абонентам свои условия без оглядки на конкурентов.

В пресс-службе «Белтелеком» от комментариев по теме отказались, представители коммерческих провайдеров также предпочли не комментировать ситуацию.

Приложение №1 к Коллективному обращению операторов электросвязи Республики Беларусь «Об обеспечении возможности реализации Указа Президента Республики Беларусь № 60 операторами электросвязи» от 11.04.2010г.

«Аналитическая записка к перечню мер для выполнения поручения Президента Республики Беларусь по снижению стоимости интернет-услуг в национальном сегменте сети Интернет и стабилизации ситуации на рынке телекоммуникационных услуг»

К настоящему времени на рынке телекоммуникационных услуг Республики Беларусь сложилась ситуация, которая не позволяет реализовать основные положения Указа Президента Республики Беларусь за №60 от 01.02.2010г. «О снижении стоимости интернет-услуг в национальном сегменте сети Интернет» и противоречит основным принципам новой стратегии деловой активности Республики Беларусь, ключевые моменты которой озвучил Президент Республики Беларусь в своем Послании Национальному собранию и белорусскому народу от 20 апреля 2010 года.
РУП «Белтелеком», снизив стоимость доступа только для своих абонентов, одновременно с этим установил заградительные механизмы для снижения стоимости доступа в сеть Интернет на рынке в целом. Данная политика последовательно проводится РУП «Белтелеком» последние два года. За этот период стоимость для собственных абонентов РУП «Белтелеком» снизилась от 10 (десяти) до 13 (тринадцати) раз, для физических лиц и корпоративных клиентов, и в настоящее время составляет 100 тысяч рублей при скорости доступа 1 Мбит/сек. При этом для операторов электросвязи за этот же период стоимость снизилась в 3 (три) раза и с учетом всех скидок составляет 379,2 доллара США за 1 Мбит/сек, что по курсу Национального банка Республики Беларусь равняется 1 131 912 (одному миллиону сто тридцать одна тысяча девятьсяо двенадцать) белорусским рублям с учетом НДС, что более чем в 11 раз превышает стоимость аналогичной услуги для абонентов РУП «Белтелеком».
Разница в стоимости, самостоятельно устанавливаемой РУП «Белтелеком» для своих абонентов и операторов электросвязи, не позволяет игрокам на рынке телекоммуникаций, конкурирующим с РУП «Белтелеком», эффективно формировать свои продуктовые предложения, что является барьером для снижения стоимости доступа в сеть Интернет на рынке в целом.
Аргументируя свой отказ от снижения стоимости покупки канала для операторов электросвязи РУП «Белетелеком» настаивает на особенностях услуг Интернет, где оператор, покупая канал определенной пропускной способности и применяя технологии уплотнения, позволяет реализовывать конечному пользователю услуги в объеме, во много раз превышающем закупленный у РУП «Белтелеком» объем гарантированной полосы. Учитывая маркетинговую политику РУП «Белтелеком» на рынке касательно поггуляризации безлимитньк тарифных планов данная схема не может быть признана реально действующей, так как технология уплотнения канала может быть использована только при продаже конечным пользователям услуг тарифицируемого доступа в сеть Интернет.
В соответствии с действующим законодательством (Закон республики Беларусь от 156.12.2002 ZZ//62-3 «О естественных монополиях»), РУП «Белтелеком» является субъектом естественных монополий, деятельность которого, в сфере предоставления услуг электросвязи, санкционирована государством. Постановлением Совета Министров №634 определен перечень отраслей и видов деягельности, которые ограничиваются уровнем рентабельности в действующих ценах (тарифах). Однако, в настоящее время на РУП «Белтелеком» данное постановление не распространяется, следовательно на цены, самостоятельно формируемые РУП «Белтелеком», не распространяется ограничение предельного уровня рентабельности.

Опираясь на Постановление Совета Министров №634 и действуя фактически бесконтрольно РУП «Белтелеком» сформировал цены на доступ в сеть интернет для физических лиц и субъектов хозяйствования с рентабельностью начиная с 10%, тогда как для другой категории потребителей, для операторов электросвязи, стоимость аналогичного продукта сформирована с рентабельностью более 1000%. При этом сам РУП «Белтелеком» является активным игроком на рынке доступа в сеть интернет для конечных потребителей. Указанная политика РУП «Белтелеком» в отношении операторов электросвязи несет в себе признаки недобросовестной конкуренции с использованием своего монопольного положения.
Дабы не потерять своих клиентов, операторы электросвязи были вынуждены понизить стоимость доступа в сеть Интернет до уровня, определенного РУП «Белтелеком» для своих абонентов, что в случае непринятия мер по устранению дисбаланса в отрасли приведет в самом ближайшем времени к убыточности направления по оказанию услуг доступа в сеть интернет и развалу этого рынка в интересах одного монопольного поставщика услуг.

На телекоммуникационном рынке Республики Беларусь сложилась ситуация, когда стоимость за техническое обслуживание абонентских линий выставляется к оплате только операторам электросвязи и не взимается с абонентов РУП «Белтелеком», предположительно никак не участвует в калькуляциях продуктов самого РУП «Белтелеком» с одной стороны, с другой и не учитывает тот факт, что данные линии используются совместно с РУП «Белтелеком».
РУП «Белтелеком» предположительно не учитывает в калькуляциях на услуги доступа в сеть интернет для своих абонентов расходы на техническое обслуживание абонентских линий, хотя абонентская линия используется для организации доступа, подразумевая аналогичные работы, что и для операторов. Если такие работы РУП «Белтелеком» для своих абонентов не производит, это является нарушением существующих положений и неизбежно сказывается на качестве оказания услуг конечным абонентам. В противном случае, если такие работы проводятся РУП «Белтелеком» без взимания платы (занижение выручки) с абонентов РУП «Белтелеком», это не только создает условия для недобросовестной конкуренции, но и является нарушением законодательства, ведет к уменьшению налогооблагаемой базы и платежей в бюджет.

При составлении калькуляции стоимости услуг доступа в сеть Интернет для конечных потребителей, существенная составляющая стоимости услуги определяется арендными платежами за использование кабельной канализации и арендными платежами за занимаемые помещения под установку телекоммуникационного оборудования. В целях уменьшение стоимости доступа в сеть Интернет для конечных потребителей предлагаем разработать и утвердить понижающие коэффициенты за объем при аренде кабельно-канализационных помещений для строительства собственной инфраструктуры операторов электросвязи, а также утвердить порядок определения балансодержателями размера арендной платы, исходя из реально занимаемой сооружениями и средствами электросвязи операторов электросвязи площадей по базовой ставке арендной платы.

Неоднократные обращения операторов электросвязи в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь не позволили урегулировать указанные ситуации на рынке электросвязи, так как вопросы ценообразования РУП «Белтелеком» с операторами электросвязи находятся в компетенции Министерства экономики Республики Беларусь.

Телекоммуникационная отрасль объединяет в себе около 300 операторов электросвязи оказывающих услуги мобильной связи, передачи данных, кабельного телевидения, дополнительных услуг электросвязи, более 200 субъектов хозяйствования различных форм собственности — строительно-подрядных организаций, производителей оборудования и комплектующих.
В случае непринятия срочных мер по нашим оценкам отрасль недополучит только в течение ближайших полутора лет около 1 ООО ООО ООО ООО (одного триллиона) белорусских рублей инвестиций; рабочих мест лишатся 20 000 (двадцать тысяч) человек -высококвалифицированных сотрудников.
Следует отметить, что операторы передачи данных, исключая РУП «Белтелеком», показывают значительно более высокие показатели роста объемов услуг юридических и физических лиц. Так, если в среднем по отрасли этот показатель за 2009 год согласно статистической отчетности Министерства связи и информатизации составлял 112,4 процентов, то операторы передачи данных несмотря на сложные условия хозяйствования в 2009 году показали рост на уровне не ниже 130 процентов по отношению к 2008 году (в сопоставимых ценах).
В случае принятия предлагаемого комплекса мер и создания благоприятных условий хозяйствования операторы передачи данных готовы и в дальнейшем показывать высокие показатели роста. Проведение комплекса мероприятий позволит стимулировать развитие рынка услуг передачи данных и оживить конкуренцию, что положительно скажется на увеличении спроса, доступности и популярности услуг широкополосного доступа для населения, а также будет способствовать развитию данного сектора услуг, способствовать строительству собственной
инфраструктуры операторами электросвязи и привлечению дополнительных инвестиций в отрасль.