Закон Республики Беларусь «Об электросвязи»

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об электросвязи

19 июля 2005 г. № 45-З

Принят Палатой представителей 21 июня 2005 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2005 года

Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 02.08.2005 № 2/1142
Опубликован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь № 122, 8 августа 2005 года

Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы деятельности в области электросвязи и направлен на обеспечение создания, устойчивого и эффективного функционирования и развития сетей электросвязи, централизованного управления радиочастотным спектром и нумерацией, на создание условий для удовлетворения нужд в услугах электросвязи физических и юридических лиц, государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

  • абонент — пользователь услуг электросвязи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;
  • выделение полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты — разрешение на использование полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты, в том числе для разработки (модернизации), производства, эксплуатации в Республике Беларусь радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а также для эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, ввозимых на территорию Республики Беларусь с определенными техническими характеристиками;
  • высокочастотные устройства — оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии в любых целях, за исключением применения в области электросвязи;
  • конверсия радиочастотного спектра — совокупность экономических, организационных и технических мероприятий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
  • линии электросвязи — линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения электросвязи;
  • линейно-кабельные сооружения электросвязи — специально созданные или приспособленные сооружения электросвязи для размещения кабелей электросвязи;
  • нумерация — цифровые, буквенные, символьные обозначения или их комбинации, включая коды, предназначенные для определения (идентификации) сети электросвязи и (или) ее элементов;
  • объекты электросвязи — комплексы средств электросвязи и сооружений электросвязи, используемые при оказании услуг электросвязи;
  • оконечное абонентское устройство (терминал) — техническое устройство пользователя услуг электросвязи, предназначенное для подключения к линии электросвязи в целях обеспечения доступа к услугам электросвязи;
  • оператор универсального обслуживания — оператор электросвязи, которому предоставлено право на оказание универсальных услуг электросвязи;
  • оператор электросвязи — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги электросвязи на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи;
  • пользователь радиочастотного спектра — юридическое или физическое лицо, которому предоставлено право на использование полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты;
  • пользователь услуг электросвязи — юридическое или (и) физическое лицо, заказывающее услуги электросвязи и (или) пользующееся ими;
  • присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала — разрешение на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования;
  • радиопомеха — воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями и проявляющееся в любом ухудшении качества, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии такого воздействия;
  • радиослужба — организационно-техническая совокупность радиоэлектронных и других технических средств, обеспечивающих излучение, передачу и (или) прием радиоволн для определенных целей электросвязи;
  • радиочастота — частота электромагнитных колебаний, принимаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра;
  • радиочастотный спектр — совокупность полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • радиоэлектронное средство — предназначенное для передачи и (или) приема радиоволн техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих и (или) радиоприемных устройств и вспомогательного оборудования;
  • распределение полос радиочастот — определение предназначения полос радиочастот, которое фиксируется в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь;
  • ресурс нумерации — совокупность или часть вариантов нумерации, которые могут быть использованы операторами электросвязи в Республике Беларусь;
  • сеть электросвязи — технологическая система, включающая в себя средства электросвязи и линии электросвязи;
  • система и план нумерации сети электросвязи общего пользования — правила, регламентирующие порядок распределения и закрепления нумерации за сетями электросвязи общего пользования;
  • сооружения электросвязи — объекты инженерной инфраструктуры, в том числе линейно-кабельные сооружения, здания, строения, нежилые помещения, специально созданные или приспособленные для размещения средств электросвязи;
  • средства электросвязи — технические и программные средства, используемые для формирования, обработки, хранения, передачи или приема сообщений электросвязи, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг электросвязи или обеспечении функционирования сетей электросвязи;
  • Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь — официальный документ, которым устанавливаются распределение полос радиочастот между радиослужбами и условия их использования, а также определяется категория полос радиочастот;
  • трафик — нагрузка в сетях электросвязи, создаваемая совокупностью сообщений электросвязи, передаваемых по сетям электросвязи;
  • универсальные услуги электросвязи — услуги электросвязи общего пользования, предоставление которых государство гарантирует всем пользователям услуг электросвязи на территории Республики Беларусь по доступным тарифам;
  • услуги электросвязи — деятельность по приему, обработке, хранению и передаче сообщений электросвязи;
  • услуги электросвязи общего пользования — услуги электросвязи, оказываемые любому пользователю услуг электросвязи посредством сети электросвязи общего пользования;
  • электромагнитная совместимость — способность радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств функционировать с заданным качеством в окружающей электромагнитной обстановке, не создавая недопустимых радиопомех другим радиоэлектронным средствам и (или) высокочастотным устройствам;
  • электросвязь — вид связи, представляющий собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных сообщений по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в области электросвязи, возникающие при создании, функционировании и развитии сетей электросвязи, использовании радиочастотного спектра и предоставлении услуг электросвязи.

Статья 3. Законодательство в области электросвязи

Законодательство в области электросвязи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Если вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров.

Статья 4. Принципы деятельности в области электросвязи

Деятельность в области электросвязи в Республике Беларусь осуществляется на основе принципов:

  • доступности услуг электросвязи общего пользования;
  • приоритета прав и законных интересов пользователей услуг электросвязи;
  • равенства прав на получение услуг электросвязи;
  • тайны телефонных и иных сообщений;
  • устойчивости и управляемости сетей электросвязи;
  • единства обязательных для соблюдения технических требований в области электросвязи.

Статья 5. Международное сотрудничество в области электросвязи

Международное сотрудничество в области электросвязи осуществляется в соответствии с законодательством.

В международных отношениях в области электросвязи Республику Беларусь представляет в установленном порядке Министерство связи и информатизации Республики Беларусь, выступающее в качестве Администрации электросвязи Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

Статья 6. Органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области электросвязи

Государственное регулирование и управление в области электросвязи осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами, а также Государственной комиссией по радиочастотам, Государственной инспекцией Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь в пределах их компетенции.

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области электросвязи

Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области электросвязи в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области электросвязи

Совет Министров Республики Беларусь в области электросвязи:

  • обеспечивает проведение государственной политики;
  • обеспечивает совершенствование законодательства;
  • развивает международное сотрудничество;
  • утверждает программы развития электросвязи и обеспечивает их реализацию;
  • утверждает Таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь;
  • утверждает правила и порядок использования радиочастотного спектра;
  • осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Министерства связи и информатизации Республики Беларусь в области электросвязи

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь в области электросвязи осуществляет:

  • разработку и реализацию программ развития электросвязи;
  • координацию деятельности в области создания и развития сетей электросвязи;
  • перспективное планирование использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
  • установление единого порядка взаимодействия сетей электросвязи через сеть электросвязи общего пользования, а также мониторинга и централизованного управления сетью электросвязи общего пользования;
  • определение требований к построению, нумерации, организационно-техническому обеспечению функционирования сетей электросвязи, управлению ими, к обеспечению защиты сетей электросвязи от несанкционированного доступа к ним и передаваемым по ним сообщениям, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, оказанию услуг электросвязи;
  • регулирование деятельности операторов электросвязи;
  • международное сотрудничество в области электросвязи, включая взаимодействие с международными организациями и администрациями электросвязи других государств, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь;
  • разработку и принятие нормативных правовых актов;
  • иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 10. Государственная комиссия по радиочастотам

При Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь создается Государственная комиссия по радиочастотам.

Государственная комиссия по радиочастотам осуществляет проведение единой государственной политики в области распределения и использования радиочастотного спектра, обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, разрабатывает Таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь, организует работу по международно-правовой защите интересов пользователей радиочастотного спектра, осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Законом и Положением о данной комиссии.

Положение о Государственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 11. Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь

Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь является органом государственного надзора за электросвязью.

Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь осуществляет:

  • обеспечение охраны радиочастотного спектра и его эффективного использования;
  • присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов;
  • обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами установленных требований к разработке, производству, проектированию, строительству (установке), реализации, приобретению, эксплуатации и ввозу на территорию Республики Беларусь радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • радиочастотный мониторинг;
  • государственный надзор за электросвязью;
  • контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и иных государственных органов в области электросвязи

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы осуществляют государственное регулирование и управление в области электросвязи в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 13. Государственное регулирование в области электросвязи

Государственное регулирование в области электросвязи включает:

  • определение государственной политики;
  • утверждение программ развития электросвязи;
  • принятие (издание) нормативных правовых актов;
  • регулирование использования радиочастотного спектра;
  • утверждение системы и плана нумерации сети электросвязи общего пользования;
  • осуществление государственного надзора за электросвязью;
  • лицензирование, техническое нормирование, стандартизацию и оценку соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
  • управление сетью электросвязи общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения;
  • определение порядка оказания услуг электросвязи;
  • установление тарифов на услуги электросвязи общего пользования;
  • иное регулирование.

Статья 14. Регулирование тарифов на услуги электросвязи

Тарифы на услуги электросвязи устанавливаются оператором электросвязи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами.

Регулирование тарифов на услуги электросвязи общего пользования осуществляется в соответствии с законодательством. Перечень услуг электросвязи общего пользования, тарифы на которые подлежат регулированию, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Регулирование тарифов на универсальные услуги электросвязи должно создавать условия для компенсации операторам электросвязи экономически обоснованных затрат, связанных с их оказанием.

Статья 15. Регулирование использования радиочастотного спектра

Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с законодательством посредством конверсии радиочастотного спектра, проведения экономических, организационных и технических мероприятий, направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра для нужд физических и юридических лиц, государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка.

Статья 16. Распределение, использование, изменение и изъятие ресурса нумерации

Распределение и использование ресурса нумерации единой сети электросвязи Республики Беларусь осуществляются в порядке, определяемом Министерством связи и информатизации Республики Беларусь в соответствии с системой и планом нумерации сети электросвязи общего пользования, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь.

Изменение, изъятие полностью или частично ресурса нумерации, выделенного оператору электросвязи, осуществляются Министерством связи и информатизации Республики Беларусь в случаях, установленных настоящим Законом и Президентом Республики Беларусь.

Информация о предстоящем изменении нумерации и сроке его осуществления подлежит опубликованию в периодических печатных изданиях.

Изменение ранее выделенного оператору электросвязи ресурса нумерации осуществляется по следующим основаниям:

  • при утверждении новой системы и плана нумерации сети электросвязи общего пользования;
  • при полном использовании выделенного ресурса нумерации;
  • в технически обоснованных случаях.

Изъятие полностью ранее выделенного оператору электросвязи ресурса нумерации осуществляется по следующим основаниям:

  • по заявлению оператора электросвязи;
  • при прекращении действия специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи;
  • при нарушении оператором электросвязи порядка использования выделенного ресурса нумерации;
  • в случае, если оператором электросвязи не начато использование выделенного ресурса нумерации в течение двух лет с момента выделения;
  • при использовании оператором электросвязи ресурса нумерации с нарушением системы и плана нумерации сети электросвязи общего пользования.

Изъятие части ранее выделенного ресурса нумерации осуществляется в случае, если оператор электросвязи не использует эту часть в течение двух лет с момента выделения, или по его заявлению.

Оператор электросвязи о принятом решении об изменении или изъятии ресурса нумерации извещается письменно с обоснованием мотивов принятия такого решения. В случае изъятия ресурса нумерации внесенная плата за выделенный ресурс нумерации не возвращается.

Оператор электросвязи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору электросвязи по согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

Операторы электросвязи, для которых выделен или изменен ресурс нумерации, обязаны начать использовать выделенный ресурс нумерации или изменить ресурс нумерации в установленные сроки.

Размер и порядок взимания платы за выделенный ресурс нумерации определяются законодательством.

Статья 17. Государственный надзор за электросвязью

Государственный надзор за электросвязью включает надзор за:

  • выполнением операторами электросвязи требований и условий специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи;
  • соблюдением установленных норм на параметры излучения, правил использования радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • строительством (установкой) радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • использованием радиочастотного спектра;
  • правомерностью подключения радиоэлектронных средств, систем электросвязи юридических и физических лиц к сети электросвязи общего пользования;
  • выполнением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Порядок осуществления государственного надзора за электросвязью устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 18. Контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

Контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств осуществляется в целях:

  • проверки соблюдения и выявления нарушения пользователем радиочастотного спектра установленных правил и порядка использования радиочастотного спектра;
  • выявления и пресечения использования не разрешенных к использованию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • выявления источников радиопомех;
  • выявления нарушения установленных норм на параметры излучения (приема) радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

Контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств является составной частью государственного регулирования использования радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала.

Статья 19. Техническое нормирование, стандартизация и лицензирование

Техническое нормирование и стандартизация в области электросвязи осуществляются в соответствии с законодательством.

Лицензирование деятельности в области связи осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 20. Подтверждение соответствия средств и услуг электросвязи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации

Подтверждение соответствия средств и услуг электросвязи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 21. Управление сетью электросвязи общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения

Управление сетью электросвязи общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения осуществляется в соответствии с законодательством Министерством связи и информатизации Республики Беларусь во взаимодействии с центрами управления сетями электросвязи специального назначения и собственниками (владельцами) технологических сетей электросвязи, которые присоединены к сети электросвязи общего пользования.

Государственные органы оказывают содействие операторам электросвязи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при введении чрезвычайного или военного положения.

Оказание услуг электросвязи при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения может быть приостановлено или ограничено в порядке, установленном законодательством.

Статья 22. Размещение объектов электросвязи

При градостроительном планировании развития территорий и населенных пунктов и их застройке должны определяться состав и структура объектов электросвязи, а также предусматриваться мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств электросвязи.

Юридические лица на основе договоров предоставляют операторам электросвязи нежилые помещения для осуществления деятельности в области электросвязи. Заключение таких договоров является обязательным для сторон.

Операторы электросвязи вправе осуществлять размещение, строительство, а также эксплуатацию средств и сооружений электросвязи на опорах линий электропередачи, контактных сетях железных дорог, столбовых опорах, мостах, в коллекторах, туннелях (в том числе в туннелях метрополитена, автомобильных и железных дорог), на других инженерных объектах и технологических площадках, полосах отвода.

Перенос или переустройство линий и сооружений электросвязи, связанные со строительством, расширением территорий населенных пунктов, капитальным ремонтом, реконструкцией зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, переустройством систем мелиорации, разработкой месторождений полезных ископаемых и иными нуждами, производятся заказчиком указанных работ по согласованию с собственниками (владельцами) линий и сооружений электросвязи в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

Статья 23. Регистрация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства, являющиеся источником электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Перечень радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, не подлежащих регистрации, устанавливается Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются без регистрации, если иное не предусмотрено законодательством.

Использование без регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с частью первой настоящей статьи, не допускается.

Статья 24. Государственная регистрация сооружений электросвязи, прав на них и сделок с ними

Сооружения электросвязи, перемещение которых без ущерба, несоразмерного их назначению, невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения электросвязи, относятся к недвижимому имуществу. Государственная регистрация таких сооружений электросвязи, прав на них и сделок с ними осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 25. Строительство, эксплуатация и обслуживание линий электросвязи в пограничной зоне Республики Беларусь

Порядок строительства, эксплуатации и обслуживания линий электросвязи при пересечении Государственной границы Республики Беларусь и в пограничной зоне определяется Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Статья 26. Защита объектов электросвязи и радиочастотного спектра

Объекты электросвязи и радиочастотный спектр находятся под защитой государства.

В целях обеспечения сохранности объектов электросвязи в соответствии с законодательством устанавливаются охранные зоны и создаются просеки в лесах. В целях охраны радиочастотного спектра устанавливается контроль за правомерностью его использования юридическими и физическими лицами и обеспечивается международная правовая защита радиочастотных присвоений Республики Беларусь.

Юридические и физические лица, на земельных участках которых находятся линейно-кабельные сооружения, обязаны соблюдать Правила охраны линий, сооружений связи и радиофикации в Республике Беларусь, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 27. Резерв универсального обслуживания

В целях обеспечения доступа к универсальным услугам электросвязи создается резерв универсального обслуживания, средства которого направляются исключительно на капитальные вложения, связанные с оказанием этих услуг.

Порядок формирования, использования средств резерва универсального обслуживания, а также размер обязательных отчислений в него устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА

Статья 28. Право на использование радиочастотного спектра

Право на использование радиочастотного спектра предоставляется путем выделения полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты и (или) присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала.

Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения, полученного в результате выделения полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты и (или) присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала (далее — разрешение на право использования радиочастотного спектра), не допускается.

Для пользователей радиочастотного спектра устанавливается разовая и (или) ежегодная плата за использование радиочастотного спектра. Размер платы, порядок ее взимания, распределения и использования устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 29. Распределение радиочастотного спектра

Распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь, разрабатываемой и утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.

Пересмотр Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь производится не реже одного раза в четыре года.

Радиочастотный спектр включает в себя следующие категории полос радиочастот:

  • преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
  • совместного пользования радиоэлектронными средствами всех назначений.

Статья 30. Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот и присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов

Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот в полосах радиочастот категорий совместного пользования радиоэлектронными средствами всех назначений и преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения для радиоэлектронных средств всех назначений осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам.

Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для радиоэлектронных средств, используемых в сетях электросвязи специального назначения, осуществляется соответствующими органами государственного управления в соответствии с законодательством.

Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам.

Порядок рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, а также порядок проведения экспертизы на электромагнитную совместимость радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Выделенные полосы радиочастот, радиочастотные каналы или радиочастоты не являются собственностью пользователей радиочастотного спектра. Выделение полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты осуществляется на определенный срок, который может быть продлен по заявлению пользователя радиочастотного спектра.

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется Государственной инспекцией Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь на основании заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области связи, а также на основании заявлений граждан.

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, используемых для нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется соответствующими органами государственного управления.

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала производится на определенный срок, который может быть продлен по заявлению пользователя радиочастотного спектра органами, осуществившими это присвоение (назначение).

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала может быть изменено в интересах обеспечения нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Предоставленное в соответствии с настоящей статьей право на использование полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот не может быть передано одним пользователем радиочастотного спектра другому без соответствующего решения органа, предоставившего это право.

Статья 31. Отказ в выделении полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов

Отказ в выделении пользователям радиочастотного спектра полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения допускается по следующим основаниям:

  • несоответствие заявленной полосы радиочастот распределению в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь;
  • несоответствие параметров излучения и (или) приема заявленных радиоэлектронных средств требованиям соответствующих стандартов и норм по обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
  • отрицательное заключение экспертизы об электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами и (или) высокочастотными устройствами.

Отказ в присвоении (назначении) пользователям радиочастотного спектра радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения допускается по следующим основаниям:

  • несоответствие деятельности в области электросвязи обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также иному законодательству;
  • отсутствие документа об оценке соответствия на заявленные для использования радиоэлектронные средства в случае, если наличие такового является обязательным;
  • отрицательное заключение экспертизы об электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами и (или) высокочастотными устройствами;
  • отрицательные результаты проведения международной процедуры координации использования радиочастотного присвоения, если такая процедура предусматривается международными договорами Республики Беларусь и Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи.

Статья 32. Приостановление и прекращение действия разрешения на право использования радиочастотного спектра

Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра может быть приостановлено или прекращено органом, выдавшим соответствующее разрешение, в случае и по основаниям, установленным настоящей статьей.

Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра может быть приостановлено в случае выявления нарушения пользователем радиочастотного спектра условий, установленных соответствующим разрешением, на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на три месяца.

Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра прекращается или срок действия такого разрешения не продлевается по следующим основаниям:

  • заявление пользователя радиочастотного спектра;
  • прекращение действия специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи;
  • истечение срока, указанного в разрешении на право использования радиочастотного спектра, если этот срок не был продлен в установленном порядке;
  • использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства в противоправных целях, наносящих вред интересам личности, общества, государства;
  • невнесение пользователем радиочастотного спектра платы за его использование в течение 30 дней со дня установленного срока платежа;
  • ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;
  • неустранение в установленные сроки нарушений, послуживших основанием для приостановления действия разрешения на право использования радиочастотного спектра.

При прекращении или приостановлении действия разрешения на право использования радиочастотного спектра плата, внесенная за его использование, не возвращается.

ГЛАВА 5
СЕТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 33. Единая сеть электросвязи Республики Беларусь

Единая сеть электросвязи Республики Беларусь состоит из расположенных на территории Республики Беларусь сетей электросвязи следующих категорий:

  • сеть электросвязи общего пользования;
  • выделенные сети электросвязи;
  • технологические сети электросвязи;
  • сети электросвязи специального назначения.

Статья 34. Сеть электросвязи общего пользования

Сеть электросвязи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услуг электросвязи на территории Республики Беларусь.

Сеть электросвязи общего пользования — комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, предназначенный для оказания услуг электросвязи всем пользователям услуг электросвязи, в том числе по распространению программ телевизионного вещания и радиовещания.

Сеть электросвязи общего пользования имеет присоединение к сетям электросвязи общего пользования иностранных государств.

Статья 35. Выделенные сети электросвязи

Выделенные сети электросвязи предназначены для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей услуг электросвязи или группам таких пользователей, но не присоединены к сети электросвязи общего пользования.

Выделенные сети электросвязи могут взаимодействовать между собой.

Технологии и средства электросвязи, применяемые для создания выделенных сетей электросвязи, а также принципы их построения устанавливаются их собственниками (владельцами).

Если выделенные сети электросвязи соответствуют требованиям, установленным для сети электросвязи общего пользования, они могут быть присоединены к сети электросвязи общего пользования с переводом их в категорию сети электросвязи общего пользования.

Статья 36. Технологические сети электросвязи

Технологические сети электросвязи предназначены для обеспечения потребностей внутренней деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, управления технологическими процессами.

Технологии и средства электросвязи, применяемые для создания технологических сетей электросвязи, а также принципы их построения определяются их собственниками (владельцами).

При наличии свободных ресурсов технологической сети электросвязи часть этой сети может быть присоединена к сети электросвязи общего пользования для возмездного оказания услуг электросвязи с переводом ее в категорию сети электросвязи общего пользования. Такое присоединение допускается, если:

  • часть технологической сети электросвязи, предназначаемая для присоединения к сети электросвязи общего пользования, может быть технически или физически отделена от технологической сети электросвязи;
  • присоединяемая часть технологической сети электросвязи соответствует требованиям, установленным для сети электросвязи общего пользования.
  • Учет расходов по эксплуатации технологической сети электросвязи и ее части, присоединенной к сети электросвязи общего пользования, ведется раздельно.

Статья 37. Сети электросвязи специального назначения

Сети электросвязи специального назначения предназначены для обеспечения нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и не могут использоваться для возмездного оказания услуг электросвязи, если иное не предусмотрено законодательством.

Порядок взаимодействия сетей электросвязи специального назначения с сетью электросвязи общего пользования устанавливается законодательством.

Статья 38. Присоединение сетей электросвязи

Собственники (владельцы) сетей электросвязи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования при соблюдении условий, установленных настоящим Законом.

Присоединение сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, а также взаимодействие сетей электросвязи, присоединенных к сети электросвязи общего пользования, осуществляются через сеть электросвязи национального оператора электросвязи на договорной основе.

Присоединение сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования осуществляется национальным оператором электросвязи в порядке, определяемом Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

При присоединении к сети электросвязи общего пользования на междугородном или международном уровне цена за пропуск трафика устанавливается операторами электросвязи в порядке, определяемом законодательством.

Статья 39. Собственность на сети, средства и объекты электросвязи

Сети и средства электросвязи могут находиться в государственной и частной собственности.

Перечень объектов электросвязи, которые могут находиться только в государственной собственности, определяется законом.

Статья 40. Приоритетное использование сетей и средств электросвязи

При возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения уполномоченные государственные органы в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, имеют право приоритетного использования любых сетей и средств электросвязи, а также приостановки или ограничения использования этих сетей и средств.

Операторы электросвязи должны предоставлять приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности жизни человека, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также сообщениям, связанным с осуществлением неотложных мер в области государственного управления, национальной безопасности, обороны и охраны правопорядка.

Статья 41. Служебная электросвязь

Служебная электросвязь используется для целей оперативно-технического управления сетями электросвязи.

Операторы электросвязи предоставляют и используют служебную электросвязь в порядке, установленном Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

ГЛАВА 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРОВ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ УСЛУГ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 42. Права и обязанности оператора электросвязи

Оператор электросвязи имеет право:

  • приостанавливать оказание услуг электросвязи пользователям услуг электросвязи в случае нарушения ими требований, установленных настоящим Законом, Правилами оказания услуг электросвязи или договором об оказании услуг электросвязи;
  • расторгнуть в одностороннем порядке договор об оказании услуг электросвязи в случае неустранения в течение одного месяца нарушений, послуживших основанием для приостановления оказания услуг электросвязи;
  • на возмещение вреда, возникшего по вине пользователей услуг электросвязи.
  • Оператор электросвязи может иметь и другие права в соответствии с законодательством.

Оператор электросвязи обязан:

  • обеспечивать пользователям услуг электросвязи качество оказываемых услуг электросвязи в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
  • соблюдать тайну телефонных и иных сообщений;
  • предоставлять пользователям услуг электросвязи своевременную информацию об условиях и порядке оказания услуг электросвязи;
  • осуществлять построение сетей электросвязи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования;
  • нести расходы по эксплуатации, управлению и мониторингу сетей электросвязи, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, а также по организации их взаимодействия с сетью электросвязи общего пользования;
  • соблюдать требования по организационно-техническому взаимодействию с другими операторами электросвязи, пропуску и маршрутизации трафика, устанавливаемые Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, а также требования по ведению взаиморасчетов между операторами электросвязи;
  • представлять статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством;
  • представлять по запросам Министерства связи и информатизации Республики Беларусь необходимую информацию в порядке, предусмотренном законодательством.

Операторы электросвязи всех категорий сетей электросвязи обязаны создавать системы управления своими сетями, удовлетворяющие единому порядку взаимодействия и мониторинга.

Статья 43. Обязанности операторов электросвязи при проведении оперативно-розыскной деятельности

Операторы электросвязи при взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

  • предоставлять в случаях и порядке, установленных законодательными актами, информацию о пользователях услуг электросвязи и об оказанных им услугах электросвязи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач;
  • в случаях и порядке, установленных законодательными актами, оказывать содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и предоставлять возможность их проведения на сетях электросвязи, принимать меры по защите сведений об организационных и тактических приемах проведения указанных мероприятий;
  • обеспечивать в случаях и порядке, определенных законодательными актами, доступ к базам данных, автоматизированным системам оператора электросвязи;
  • обеспечивать выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также иных требований, установленных законодательством к сетям и средствам электросвязи, при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 44. Особенности деятельности национального оператора электросвязи

Национальный оператор электросвязи — оператор электросвязи, на которого Министерством связи и информатизации Республики Беларусь возлагаются функции по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на всей территории Республики Беларусь и который имеет исключительное право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств.

Национальный оператор электросвязи обязан осуществлять присоединение других операторов электросвязи к сети электросвязи общего пользования Республики Беларусь, а также взаимодействие между сетями электросвязи.

Статья 45. Оператор универсального обслуживания

Право на оказание универсальных услуг электросвязи предоставляется операторам электросвязи на основе конкурса, проводимого в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Оператор электросвязи, оказывающий универсальные услуги электросвязи, является оператором универсального обслуживания.

Количество операторов универсального обслуживания, действующих на территории Республики Беларусь, за исключением национального оператора электросвязи, определяется исходя из необходимости обеспечения универсальными услугами электросвязи всех потенциальных пользователей указанных услуг.

Статья 46. Права и обязанности пользователей услуг электросвязи

Юридические и физические лица имеют равные права на пользование услугами электросвязи на территории Республики Беларусь.

Пользователи услуг электросвязи имеют право:

  • доступа к информации о тарифах, видах услуг электросвязи, сроках их оказания, режиме работы операторов электросвязи, а также к иной информации, необходимой для пользования услугами электросвязи;
  • доступа к услугам сети электросвязи общего пользования;
  • подключения к оконечной точке сети электросвязи общего пользования своего оконечного абонентского устройства (терминала) на условиях и в порядке, установленных Министерством связи и информатизации Республики Беларусь;
  • на своевременное и качественное оказание услуг электросвязи операторами электросвязи;
  • на возмещение ущерба, компенсацию морального вреда в соответствии с законодательством;
  • обращаться в суд в случае нарушения их прав;
  • иные права, предусмотренные законодательством.

Пользователи услуг электросвязи обязаны:

  • использовать оконечное абонентское устройство (терминал), имеющее документ об оценке соответствия, в случае, когда наличие такого документа является обязательным;
  • своевременно производить оплату оказанных им услуг электросвязи;
  • не предпринимать действий, направленных на снижение качества работы или повреждение сетей электросвязи;
  • нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 47. Льготы и преимущества при пользовании услугами электросвязи

Для отдельных категорий лиц при пользовании услугами электросвязи законодательством могут устанавливаться льготы и преимущества в очередности оказания услуг электросвязи, порядке и размере их оплаты.

Потери доходов, связанные с предоставлением в соответствии с законодательством льгот при оказании услуг электросвязи, возмещаются операторам электросвязи за счет средств соответствующего бюджета.

ГЛАВА 7
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 48. Оказание услуг электросвязи

Услуги электросвязи оказываются операторами электросвязи на основании договора об оказании услуг электросвязи и в соответствии с настоящим Законом и Правилами оказания услуг электросвязи, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Правилами оказания услуг электросвязи устанавливаются порядок заключения и выполнения договора об оказании услуг электросвязи, а также порядок и основания для приостановления и расторжения такого договора, права и обязанности сторон, формы и порядок расчетов за оказание услуг электросвязи, ответственность сторон и иные условия договора об оказании услуг электросвязи.

Статья 49. Учетно-отчетное время

При осуществлении деятельности в области электросвязи операторы электросвязи в технологических процессах применяют единое учетно-отчетное время — белорусское.

При осуществлении международной деятельности в области электросвязи учетно-отчетное время определяется международными договорами Республики Беларусь.

Информирование пользователя услуг электросвязи о времени оказания услуги электросвязи осуществляется оператором электросвязи с указанием единого учетно-отчетного времени.

Статья 50. Использование языков и алфавитов при оказании услуг электросвязи

Оказание услуг электросвязи на территории Республики Беларусь осуществляется на белорусском или русском языке.

Адреса отправителя и получателя телеграмм, пересылаемых в пределах Республики Беларусь, должны оформляться на белорусском или русском языке.

Текст телеграммы должен быть написан буквами белорусского, русского или латинского алфавита.

Международные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, обрабатываются на языках, определяемых международными договорами Республики Беларусь.

Статья 51. Вызов экстренных служб

Операторы электросвязи обязаны обеспечить для пользователя услуг электросвязи возможность круглосуточного бесплатного вызова экстренных служб (подразделений по чрезвычайным ситуациям, милиции, скорой медицинской помощи, аварийной службы газа и др.).

Расходы операторов электросвязи по присоединению сетей электросвязи, обеспечивающих вызов экстренных служб, возмещаются на основе договора, заключенного операторами электросвязи с органами и организациями, создавшими соответствующие экстренные службы.

Статья 52. Универсальные услуги электросвязи

В Республике Беларусь гарантируется оказание универсальных услуг электросвязи.

Перечень универсальных услуг электросвязи, порядок и сроки их предоставления определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 53. Оказание услуг электросвязи для государственных нужд

Оказание услуг электросвязи для государственных нужд и их оплата осуществляются в соответствии с законодательством.

Статья 54. Тайна телефонных и иных сообщений

На территории Республики Беларусь гарантируется тайна телефонных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи.

Ограничение права на тайну телефонных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, допускается только в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Операторы электросвязи обязаны обеспечить соблюдение тайны телефонных и иных сообщений.

Работники операторов электросвязи, иные лица, которым стала известна тайна телефонных и иных сообщений, обязаны принимать меры по ее неразглашению.

Оператор электросвязи может выдавать информацию о фактах оказания услуг электросвязи только абонентам или их представителям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 55. Расчеты за услуги электросвязи

Оплата услуг электросвязи производится посредством наличных и безналичных расчетов путем внесения предварительной платы либо непосредственно после их оказания.

Порядок и форма оплаты услуг электросвязи определяются договором об оказании услуг электросвязи, если иное не установлено законодательством.

Основаниями для определения стоимости оказанных услуг электросвязи являются показания средств электросвязи, учитывающие объем оказанных услуг электросвязи, а также условия заключенного с пользователем услуг электросвязи договора об оказании услуг электросвязи.

Статья 56. Базы данных оператора электросвязи об абонентах

Оператор электросвязи создает базы данных об абонентах и оказываемых им услугах электросвязи.

Базы данных оператора электросвязи об абонентах содержат следующие сведения: фамилия, имя, отчество абонента — физического лица, полное наименование абонента-организации, адрес абонента или адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала), абонентские номера, данные, позволяющие определить (идентифицировать) абонента или его оконечное устройство (терминал).

Операторы электросвязи вправе использовать созданные ими базы данных об абонентах для осуществления справочно-информационного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения справочно-информационных изданий различными способами (печатным, на магнитных носителях и др.). При подготовке справочно-информационных изданий могут быть использованы следующие сведения: фамилия, имя, отчество абонента — физического лица, полное наименование абонента-организации, адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала) и абонентский номер.

При наличии письменного заявления абонента сведения о нем не используются для справочно-информационного обслуживания и должны быть исключены из справочно-информационных изданий.

Законодательством могут быть установлены особенности включения отдельных категорий абонентов в справочно-информационные издания и исключения из них.

Оператор электросвязи является собственником баз данных, содержащих сведения об абонентах, и определяет условия использования и порядок доступа к указанной информации. Права оператора электросвязи — собственника баз данных защищаются в установленном законодательством порядке.

Статья 57. Предъявление и рассмотрение претензий

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, вытекающих из договора оказания услуг электросвязи, пользователь услуг электросвязи вправе обратиться с претензией к оператору электросвязи.

Претензии предъявляются в следующие сроки:

  • в течение трех месяцев со дня оказания услуги электросвязи или отказа в ее оказании — по вопросам, связанным с отказом в оказании услуг электросвязи, несвоевременным или недоброкачественным оказанием услуг электросвязи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ (оказанием услуг) в области электросвязи;
  • в течение месяца со дня подачи телеграммы — по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.

К претензии прилагаются необходимые для рассмотрения ее по существу документы, в которых должны быть приведены сведения о невыполнении либо ненадлежащем выполнении обязательств, факте и размере причиненного ущерба (в случае претензии о возмещении ущерба).

Оператор электросвязи обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 календарных дней со дня предъявления претензии.

Для претензий, требующих специальной проверки или запроса дополнительных материалов, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на два месяца.

Пользователь услуг электросвязи вправе обжаловать решение, принятое по претензии, в суд в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 8
ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 58. Финансирование деятельности операторов электросвязи

Финансирование деятельности операторов электросвязи осуществляется за счет:

  • доходов, получаемых от оказания услуг электросвязи операторами электросвязи и иной не запрещенной законодательством деятельности;
  • инвестиций и иных не запрещенных законодательством источников.

Статья 59. Государственная поддержка операторов электросвязи

Государственная поддержка операторов электросвязи осуществляется как комплекс мер, обеспечивающих эффективное развитие их деятельности в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 60. Инвестиционная деятельность в области электросвязи

Вложение инвестиций в развитие электросвязи осуществляется в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность государства в области электросвязи осуществляется в соответствии с программами развития электросвязи.

Статья 61. Ответственность за нарушение законодательства в области электросвязи

Лица, нарушившие законодательство в области электросвязи, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 9
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 62. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

До приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты Республики Беларусь применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 63. Приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в течение года со дня вступления в силу настоящего Закона:

  • подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
  • привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
  • принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь
А.Лукашенко