27.02
2011

ОАЦРынок передачи данных в Беларуси претерпит самые серьезные изменения за все время своего существования: уже с 1 января 2012 года начнет работу Единая республиканская сеть передачи данных (ЕРСПД), Белтелеком потеряет право пропускать и обменивать трафик внутри страны, могут появиться виртуальные провайдеры, а клиенты получат возможность выбирать между несколькими поставщиками интернета в рамках единой сети.

Это может привести к быстрому росту конкуренции и снижению цен — вопрос в регулировании рынка. Им займется государственная структура, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Что касается Национального центра обмена трафиком, то он станет обменивать и пропускать трафик внутри страны, организовывать расчеты между провайдерами и клиентами и главное — координировать взаимоотношения среди компаний — владельцев участков ЕРСПД. Именно это будет влиять на рынок и ценообразование.

Представитель ОАЦ ответил на ряд вопросов и разъяснил грядущие изменения:

— Почему возникла необходимость передачи регуляторных функций от Министерства связи и информатизации к ОАЦ в части рынка передачи данных?

При разработке Указа Главы государства от 30 сентября 2010 г. №515 «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь» был изучен международный опыт регулирования рынка телекоммуникаций.

Регулирование рынков телекоммуникаций в большинстве стран осуществляет независимый регулятор, свободный от влияния правительства и операторов электросвязи. Оперативно-аналитический центр подчиняется Главе государства, его деятельность не зависит от работы операторов электросвязи. Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» ОАЦ уже был наделен отдельными регуляторными полномочиями.

Следует также отметить, что деятельность независимого регулятора не ограничивается рынком услуг передачи данных и телефонии по IР-протоколу, а распространяется на всю сферу информационно-коммуникационных технологий.

— Как это отразится на конечном потребителе?

Деятельность независимого регулятора призвана содействовать созданию современного конкурентного рынка телекоммуникационных услуг, что должно привести к расширению спектра таких услуг и снижению их стоимости для конечного потребителя.

— Для чего необходимо создание Национального центра обмена трафиком, если таковую функцию успешно исполняет «Белтелеком»?

Для обеспечения более эффективного использования инфраструктуры сетей передачи данных различных операторов (включая РУП «Белтелеком», ГПО «Белэнерго», ГО «Белорусская железная дорога» и других), а также формирования открытого конкурентоспособного рынка услуг электросвязи создается ЕРСПД. Национальный центр обмена трафиком выполняет задачи по обеспечению функционирования данной сети и ее развития.

— Останется ли у «Белтелекома» право на обмен трафиком? Если да, то как будут распределены задачи между НЦОТ и «Белтелекомом» в этой части: на условиях кооперации или конкуренции?

В рамках функционирования ЕРСПД пропуск межсетевого трафика будет осуществлять РУП «Национальный центр обмена трафиком» с использованием как своего оборудования, так и оборудования РУП «Белтелеком».

— Останется ли у «Белтелекома» право на присоединение к зарубежным сетям?

Право РУП «Белтелеком» на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств, предусмотренное статьей 44 Закона Республики Беларусь «Об электросвязи», будет сохранено.

— Планирует ли ОАЦ включить в предполагаемый перечень операторов, обладающих правом присоединения к зарубежным сетям, какие-нибудь иные компании кроме «Белтелекома»?

В соответствии с Указом Главы государства №515 таким правом также обладает РУП «Национальный центр обмена трафиком».

— Состоится ли повторный конкурс на это право, или компании будут выбираться иным путем?

Полагаем, что вопрос о предоставлении операторам электросвязи права на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств на конкурсной основе не утратил актуальности.

— Почему, по вашему мнению, не состоялся конкурс в 2010 году?

В соответствии с принятым решением Министерством связи и информатизации были подготовлены необходимые документы по проведению конкурса на предоставление операторам электросвязи права на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств.

Среди претендентов, запросивших конкурсные документы, присутствовали операторы сотовой подвижной электросвязи, различные интернет-провайдеры, оказывающие в Республике Беларусь услуги по доступу в интернет, а также представительства ряда иностранных компаний.

Для рассмотрения и оценки конкурсных предложений участников была назначена установленная процедура вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, однако к указанному времени в адрес организатора конкурса конкурсных предложений претендентов не поступило.

В этой связи, в соответствии с установленным порядком проведения конкурса, решением межведомственной конкурсной комиссии конкурс признан несостоявшимся.

В настоящее время право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям иностранных государств имеют РУП «Белтелеком» и РУП «Национальный центр обмена трафиком».

— Каковы задачи создания Единой республиканской сети передачи данных?

Во-первых, это развитие в Республике Беларусь современной телекоммуникационной инфраструктуры на основе внедрения новых технологий и привлечения в эту сферу отечественных и зарубежных инвестиций. Во-вторых, более эффективное использование имеющихся сетей передачи данных. Фактически ЕРСПД — это современная сеть NGN, соответствующая самым высоким европейским стандартам.

Создание ЕРСПД позволит реализовать передовые подходы к организации рынка телекоммуникаций, предусматривающие разделение операторов сетей и поставщиков услуг.

В результате будет обеспечено повышение качества и снижение стоимости оказываемых услуг передачи данных.

— Какие видимые изменения будут для конечного потребителя? Он сможет получать доступ к услугам разных провайдеров без кроссировки линии, только с перезаключением договора?

Конечный потребитель сможет выбрать услуги у различных поставщиков таких услуг.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 35 Положения о единой республиканской сети передачи данных, утвержденного совместным постановлением ОАЦ и Минсвязи 27 декабря 2010 г. №8/28, обязательство оператора сети передачи данных по обеспечению абонентам равного доступа к услугам, оказываемым с использованием ЕРСПД, будет закреплено в договоре о взаимодействии между оператором включаемой в ЕРСПД сети и НЦОТ.

— Операторы, которые вступят в ЕРСПД, обладают разными сетями: у «Белтелекома» она большая, у мелких провайдеров, соответственно, меньшая. Не получится ли так, что конкуренция в ЕРСПД будет нечестной? Например, маленький провайдер получит доступ к огромному числу абонентов «Белтелекома» или, наоборот, государственный провайдер при помощи мощных рекламных инструментов переманит абонентов мелких компаний?

Вопрос поставлен узко. Фактически речь должна идти не только о РУП «Белтелеком» и существующих мелких провайдерах — владельцах сетей. К сетям получат доступ многочисленные операторы, в том числе виртуальные, которые вообще не имеют сетей в собственности. В этом и будет заключаться реальная конкуренция. При этом шансы и возможности у всех будут равны. Кто предложит лучшие и более интересные условия, тот и будет в выигрыше. А конечный потребитель останется в выигрыше всегда.

— Почему для частных провайдеров проектировка и строительство новых сетей невозможны без вступления в ЕРСПД, в то время как существующие сети могут оставаться вне единой сети? Не является ли это инструментом, который позволит подтолкнуть к вступлению в ЕРСПД все без исключения компании в стране?

Создание ЕРСПД гарантирует конечному пользователю право выбора услуг различных провайдеров. Поэтому конечные пользователи, которым будут предоставляться услуги через вновь создаваемые или реконструируемые волоконно-оптические линии связи для организации передачи данных, не должны оказаться в худшем положении и лишиться возможности такого выбора. Следует отметить, что к вступлению в ЕРСПД никого не подталкивают. Сейчас все операторы электросвязи используют свои сети, за исключением технологических, в рамках сети электросвязи общего пользования. Включение в ЕРСПД позволит поставщикам услуг расширить свои абонентские базы, а операторам сетей — более эффективно использовать свою телекоммуникационную инфраструктуру.

— Кто возьмет на себя оплату техработ по включению сетей в ЕРСПД?

— В соответствии с пунктом 26 Положения о единой республиканской сети передачи данных, утвержденного совместным постановлением ОАЦ и Минсвязи 27 декабря 2010 г. №8/28, включение в ЕРСПД сети передачи данных обеспечивается оператором сети.

Взаиморасчеты между НЦОТ и оператором присоединяемой сети осуществляются на основании заключенного между ними договора о взаимодействии.

— На каких условиях будет оплачиваться аренда части сети другого провайдера в рамках ЕРСПД? Паритет? Или соответственно величине сети и количеству потенциальных абонентов?

Плата операторам сетей за использование их инфраструктуры будет определяться НЦОТ по согласованию с независимым регулятором.

Соответствующий блок вопросов в настоящее время находится в стадии проработки.

При этом в любом случае будет учитываться количество активных пользователей, а также задействованное активное оборудование и оптоволокно.

— Будет ли НЦОТ контролировать все платежи и оказание услуг в единой сети?

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Указа Главы государства №515 в число основных задач НЦОТ входит организация расчетов за присоединение сетей передачи данных к ЕРСПД и за оказанные услуги электросвязи с использованием ЕРСПД.

Форма и порядок взаиморасчетов между НЦОТ, операторами сетей и поставщиками услуг будут определены в заключенных между ними договорах о взаимодействии (пункт 42 Положения о единой республиканской сети передачи данных, утвержденного совместным постановлением ОАЦ и Минсвязи 27 декабря 2010 г. №8/28).

Onliner.by