Домой Новости Белинфоком представил отчет круглого стола в Палате представителей РБ на тему: О...

Белинфоком представил отчет круглого стола в Палате представителей РБ на тему: О состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций Беларуси

184
0

Белинфоком25 июня 2014 года по инициативе ассоциации «Белинфоком» в Палате представителей Республики Беларусь состоялся круглый стол на тему: «О состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций Республики Беларусь». Его организовала Постоянная комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи совместно в «Белинфокомом».

В работе круглого стола приняли участие депутаты Палаты представителей, руководители и представители ряда министерств и ведомств, ассоциаций «Белинфоком», Инфопарк», Телекоммуникационного отраслевого союза, операторов сотовой подвижной связи, интернет-провайдеров и других организаций.

Открыл заседание круглого стола вступительным словом председатель Постоянной комиссии Харитончик Д.И. С информацией перед участниками круглого стола выступили первый заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь Шедко Д.Г., заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Семенкевич Д.И., председатель правления ассоциации Нарейко А.И.

В дискуссии по обсуждаемому вопросу приняли участие представитель Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь Прокопов С.В., генеральный директор СООО «Мобильные ТелеСистемы» Карпович В.С., зам. директора Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь Ганакова Е.В., зам.председателя правления ассоциации «Белинфоком», генеральный директор ИООО «Альтернативная цифровая сеть» Сукач И.Н., генеральный директор УП «Надежные программы» Чекина Л.Ю., представитель ЗАО «Бест» Валюшко Д.В. и др.

В ходе круглого стола было подчеркнуто, что развитие технологий электронных коммуникаций существенно опережает развитие законодательства. Опыт правоприменительной практики показывает, что ИКТ компании в своей деятельности встречаются со многими проблемами и рисками, связанными с недостатками системы отраслевого регулирования, снижающими эффективность и темпы развития бизнеса. Ряд базовых принципов, на которых основаны законодательные акты и вся система отраслевого регулирования, не соответствует современным требованиям. В частности, требованиям по созданию равных условий и прав для всех операторов и для всех потребителей услуг, по созданию условий для развития электронных коммуникаций во всем их разнообразии, мотивации внедрения технологических и предпринимательских инноваций и привлечения инвестиций.

Высказывались мнения, что отдельным законам не достает норм прямого действия, они требуют принятия большого количества нормативных правовых актов подзаконного характера и длительных сроков их подготовки.

В выступлении А.И.Нарейко подчеркивалось, что ассоциация за развитие конкуренции, за равную добросовестную конкуренцию между предприятиями государственной и частной собственности, за равные права, к примеру, на господдержку, и равенство социальной ответственности. Чтобы не было замыкания на управлении только подведомственными госпредприятиями, а при госрегулировании учитывались интересы всей отрасли в целом. Чтобы основной ролью госрегулирования в экономике стало обеспечение конкуренции и получение максимального эффекта для всего общества.

Основные цели госрегулирования рынка телекоммуникаций, на наш взгляд, состоят в том, что бы наладить рыночный механизм, ограничить злоупотребления и повысить экономическую эффективность рынка в целом.

В недавно принятом Парламентом проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон «Об электросвязи», содержится несколько одиозных норм и рисков. В частности, часть десятая статьи 30, согласно которой: «Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот и присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала могут быть изменены в интересах обеспечения нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в целях экономного и эффективного использования радиочастотного спектра». При такой формулировке непонятно, что является экономным и эффективным использованием; — государство без всяких критериев может изменить частоты; — при такой постановке правовое государство должно компенсировать потери пользователя.

В статье 32 «Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате выделения Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, может быть прекращено этой комиссией при получении от радиочастотных служб сведений о неэффективном использовании радиочастотного спектра, определенном в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь». Анализируя данные нормы, хочется обратить внимание регуляторов и парламентариев на следующее: За выделение частотного ресурса оператор платит миллионы евро. И данная редакция не предполагает ни возврат средств, ни сроков для устранения неэффективного использования природного частотного ресурса. Кто будет определять критерии экономного использования? В Положении о выделении и Положении об использовании радиочастотного спектра, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь № 192 от 15 апреля 2013 г., подобных норм не содержится.

Такого рода госрегулирование, несущее риски, не добавляет привлекательности инвестиционному климату данного сектора предоставления телекоммуникационных услуг гражданам, бизнесу и обществу. Тем более что он и так желает лучшего. За 2013 год общий объем инвестиций в основной капитал операторов сотовой подвижной связи уменьшился на 2,6%. По итогам 2014 всеми операторами прогнозируется дальнейшее уменьшение инвестиций.

Получается, что с каждым новым принятым нормативным документом появляются новые проблемы, не способствующие ведению бизнеса. А ведь остаются не решенными старые, связанные с несовершенством госрегулирования. Сегодня операторы:

  • не имеют права использовать свой частотный ресурс, высвобождаемый при отказе от устаревшего стандарта связи, для перехода на новые технологии, что обусловлено НТП и потребностью сокращения технологического отставания от остальных стран; — вводится запрет на использование новейших технологий; -запрещается переуступка права пользования РЧС, исключая даже теоретическую возможность аренды РЧС даже по решению ГКРЧ;
  • не устраняются бюрократические барьеры на пути применения маломощных РЭС, способствующих улучшению качества связи.

А ведь это и есть те пути, которые ведут к эффективному использованию радиочастотного ресурса, по которому идут многие страны мира.

Обращено внимание участников и на практике применения статьи «Резерв универсального обслуживания». Согласно норме этой статьи создан Резерв универсального обслуживания, средства которого используются на оказании универсальных услуг. Формируется он с 2007 г. за счет отчисления взносов всех операторов электросвязи в размере 1,5% доходов от оказания услуг электросвязи (в Российской Федерации размер отчисления составляет 1,2% доходов от оказания услуг электросвязи). Средства не маленькие. Целевое использование средств резерва универсального обслуживания не прозрачно. Операторы электросвязи, по сути, несут бремя дополнительного налога по отношению с другими субъектами хозяйствования.

Тарифы на универсальную услугу электросвязи по предоставлению доступа к местной телефонной сети регулируются Министерством экономики. При этом Министерство экономики регулирует стоимость услуги по предоставлению доступа к местной телефонной сети не только для операторов, предоставляющих универсальные услуги электросвязи, но и для всех остальных операторов, предоставляющих услуги доступа к стационарной местной телефонной сети. В результате, независимо от того, за счет каких средств велось строительство инфраструктуры для предоставления доступа к услуге – за счет средств резерва универсального обслуживания или за счет собственных средств, либо привлеченных инвестиций, оператор не имеет возможности самостоятельно определить стоимость такой услуги. Тариф, устанавливаемый Министерством экономики, не покрывает даже расходов на предоставление услуги, не говоря уже о получении коммерческой выгоды. В результате чего процветает пагубная практика перекрестного субсидирования, тормозящая развитие других секторов услуг.

В этой связи ассоциация полагает, что средства резерва универсального обслуживания должны использоваться по целевому назначению, быть доступны всем операторам электросвязи в установленном порядке, все процедуры использования должны быть прозрачны. В целом, основываясь на анализе текущей ситуации на телекоммуникационном рынке в Республике Беларусь, а также принимая во внимание опыт регулирования других стран, следует признать необходимость у нас повышения уровня открытости, прозрачности и недискриминационности установления правил и процедур регулирования телекоммуникаций.

Необходимо принимать все возможные меры для снижения административных барьеров входа на телекоммуникационные рынки. Особенно для малого и среднего бизнеса. К примеру, недавно утверждено Положение об аттестации в строительстве, которым установлены жесткие требования, в том числе квалификационные, для субъектов, осуществляющих строительство. Если все эти требования будут применены к строительству сетей электросвязи, дальнейшее существование многих Интернет-провайдеров будет под вопросом.

В ходе круглого стола были высказаны пожелания, чтобы процессы управления и государственного регулирования основывались на либерализации рынка телекоммуникаций, были направлены на создание благоприятных условий для конкуренции в целях динамичного развития общедоступных сетей, расширения спектра предоставляемых услуг и улучшения их качества в интересах всех субъектов рыночных отношений.