Домой Атлант Телеком Игорь Сукач: госрегулирование тарифов на интернет остановит развитие всех операторов

Игорь Сукач: госрегулирование тарифов на интернет остановит развитие всех операторов

92
2

В Беларуси широкополосный доступ в интернет и IPTV могут приравнять к универсальным услугам связи, то есть к социально значимым сервисам, тарифы на которые будут полностью регулироваться государством. Директор компании «Атлант Телеком» Игорь Сукач рассказал, почему это остановит развитие всех операторов ШПД.

Универсальные услуги связи и фонд универсального обслуживания — это не наше белорусское изобретение. В 70—80-х годах прошлого века, когда отрасль связи в мире только начала коммерциализироваться (до этого все операторы были преимущественно национальными), встал вопрос о защите населения от роста стоимости услуг связи. Тогда в капиталистических странах было принято решение гарантировать населению некоторый набор услуг связи по социальным тарифам. Совершенно очевидно, что тогда социальные тарифы были установлены на услуги фиксированной телефонной связи. Вернее, на определенный объем этих услуг. Зато социальные тарифы распространялись на всех операторов.

Но коммерческим структурам сложно диктовать тарифные условия. Тогда часть услуг была выделена в категорию универсальных и был создан специальный фонд универсального обслуживания, за счет которого покрывались убытки операторов от предоставления этих универсальных услуг. Наполнение фонда было организовано в каждой стране по-разному. Где-то деньги поступали из налогов, где-то из других источников. В Беларуси власти пошли по простому пути и предложили наполнять фонд деньгами самим операторам.

Дальше встал вопрос, на что потратить собранные операторами средства. В качестве универсальной услуги электросвязи была выбрана услуга голосового доступа. Всего голосового доступа, а не конкретной услуги. Произошел казус. В рамках отрасли вдруг не оказалось услуги голосового доступа, на которой другие операторы могли бы зарабатывать.

Иными словами, отсутствовал порог, после которого стоимость услуги голосового доступа формировалась бы операторами по свободной коммерческой модели. Например, первые 100 минут разговора по фиксированной телефонной линии — это одна цена, которая регулируется государством и компенсируется оператору из фонда универсального обслуживания, а 101-я минута и последующие — коммерческая цена.

В Беларуси же весь голосовой доступ стал социально значимой услугой, на которую Министерство экономики ограничивает цены. То есть эта услуга экономически для оператора неинтересна. И было бы логично, если бы средства фонда универсального обслуживания поступали операторам, которые оказывают социально значимую услугу, так сказать, на покрытие убытков по ее оказанию. Но «Белтелеком» покрывал свои убытки от оказания этой услуги за счет перекрестного субсидирования. За счет того, что монопольно оказывал услуги интерконнекта и международной связи. То есть «Белтелеком» в фонде универсального обслуживания, по сути, и не нуждался.

Тогда было решено направить эти средства на телефонизацию села. «Белтелеком» несколько лет активно пользовался средствами фонда, после чего, как мне кажется, третий год он не заявляет свои права на деньги фонда универсального обслуживания. Тем более что телефонизация села успешно проведена.

В конце каждого года средства фонда за невостребованностью напрямую перечисляются в бюджет. Получается, что фонд является неким дополнительным налогом в размере 1,5% от оборота всех предприятий связи, в том числе и мобильных операторов. Сумма значительная. Ее можно представить, например, оценив хотя бы оборот МТС или самого «Белтелекома».

Было бы логично, раз цель существования фонда выполнена, отказаться от его формирования. Но этого не произошло. Отказываться от данного фонда государство не планирует. Наоборот, сейчас идет речь о расширении перечня услуг универсальной связи. За счет, например, широкополосного доступа в интернет и услуг IPTV. Собранные ресурсы планируется направить не на покрытие убытков операторов от предоставления этих услуг по ограниченным государством тарифам, а на строительство инфраструктуры для организации широкополосного доступа и IPTV в определенной местности, возможно, по аналогии с голосовой связью на селе. Операторов универсальной услуги, которые имеют доступ к деньгам фонда, у нас немного — «Белтелеком» и «Белпочта». И все бы ничего, пусть развиваются, а белорусы в самых удаленных уголках страны пользуются доступом в интернет, чтобы купить конструктор lego и интерактивным телевидением.

Но ведь по логике, которую мы видим на примере фиксированной связи, после того как услуги широкополосного доступа будут признаны универсальными, их стоимость будет регулироваться Министерством экономики Беларуси. И опять же, речь идет не о какой-то конкретной универсальной услуге, например о безлимитном доступе на скорости 1 Мбит/с, а обо всем широкополосном доступе в целом и IPTV.

Если такое произойдет, на рынке не останется ниши или направления, где операторы смогли бы получать доход. Операторский бизнес специфический, и весь доход операторы направляют на развитие инфраструктуры, которая далека от насыщения в нашей стране. Новый перечень универсальных услуг остановит развитие всех операторов широкополосного доступа и интерактивного телевидения. За исключением одного-двух, которые сейчас называются операторами универсального доступа.

2 КОММЕНТАРИИ