Карданный вал является важным и основным узлом транспортного средства. Его основная задача заключается в том, чтобы предавать крутящий момент. Он устанавливается в машинах между редуктором моста и коробкой передач. Для полноприводных монтируются два вала, а для заднеприводных — один. Аналогичную конструкцию применяют при рулевом управлении и подключении внешних блоков к специализированной технике.
В каталоге kardangruz.ru/val-kardannyy можно заметить, какие существуют модели и ознакомиться с их подробным описанием. Да, они могут различаться по определенным характеристикам, но практически у всех карданов сохраняется общий принцип компоновки. Перечисленная схожесть делает их универсальными и частично взаимозаменяемыми.
Устройство
Вал карданный включает в себя одну или несколько секций полой трубы с такими элементами:
- крестовина — нужна для соединения двух труб вала во время изменения угла относительно друг друга;
- фланец-вилка — соединяет вал с редуктором и коробкой передач;
- подвесной подшипник — крепит конструкцию к кузову транспортного средства;
- раздвижное шлицевое соединение — компенсирует изменение расстояния между коробкой передач и редуктором моста;
- сальники и его обойма — применяются для герметичного примыкания углов.
Главные возможности
Кардан нужен в транспорте для передачи крутящего момента от КПП к редукторам моста. Данная задача весьма трудная, что обусловлено нахождением оси вращения моста и коробки в разных плоскостях. Поэтому карданный вал устанавливается под небольшим углом, а не на четко горизонтальной поверхности. Конструкторы, в свою очередь, должны минимизировать потери крутящего момента. Поскольку кардан работает во время движения на постоянной основе, то необходимо обеспечить надежность его работы. Для этого были созданы такие методы:
- небольшой люфт крестовин и вилок. Это необходимо для мягкой передачи крутящего момента, что делает ход более плавным;
- составная конструкция из конкретного количества труб. Она обеспечивает надежное и прочное соединение коробки передач и моста;
- скользящая вилка. Данный элемент компенсирует подвижности задней оси.
Особенности проверки
Определить возникновение неисправностей достаточно легко, ведь это можно понять по нескольким признакам — по повышенной вибрации и шуму. В качестве вторичной симптоматики выступает протечка масла в зоне, где состыкуется вал с коробкой передачи, и стук, который появляется при переключении КПП. Чтобы проверить перечисленные компоненты, понадобиться реализовать смотровую яму или эстакаду. Для этого нужен беспроблемный доступ к ним и хорошее освещение. От водителя требуется проверить несколько узлов:
- эластичная муфта. Могут быть механические повреждения и нарушение целостности. Они воздействуют на уровень компенсации смещений компонентов карданного вала. Чтобы проверить наличие проблем, нужно медленно вращать кардан по часовой стрелке и обратно. При этом обязан отсутствовать люфт;
- крепления. Например, может появиться люфт и вибрация. Чтобы удостовериться в их присутствии, понадобиться проверить гроверную шайбу и уровень ее затянутости на гайке промежуточной опоры;
- шарниры. Признак дефекта — люфт при движении. Проверку можно сделать при помощи шлицевой отвертки, которую нужно вставить в проушины вилок.